Когда меня везде запретили, я решила: раз так, ладно — буду работать в стол! Моя цель ведь была какая? Чтобы кино не резали, а положили в целом виде на полку, как «Долгие проводы». Но нет, эту картину сначала порезали, повыбрасывали куски, а потом оставшееся положили на полку и никогда никому не показывали.
Я считаю, что все причины всего того, что случается со всеми нами и с каждым из нас, — они внутри нас. И когда с нами что-то нехорошее случается, они, эти внутренние причины, всегда находят себе союзников снаружи. И этих союзников мы начинаем винить в своих бедах. Я это рано поняла, и во всех своих бедах ищу причины в себе, пытаюсь себя улучшить. Поэтому от того, где я живу и где бываю, вовсе не зависит то, какая я. Все, что из меня идет, — оно только мое.
Мне говорят: «Ты снимаешь фильм за фильмом». А я думаю, что я как раз режиссер, очень редко находящий для себя новую тему. Когда-то мне надоело слышать, что в моих фильмах все непонятно, сложно и так далее. И я решилась снять тихий щадящий детектив, как про Эркюля Пуаро. Но из предлагаемых сценариев ничего на такой фильм не тянуло. И случайно в Москве я зашла в книжный магазин «Дружба» на улице Горького и купила книжку Аркадия Кошко «Король сыска» — хорошо написанные мемуары начальника царской полиции, знаменитого в свое время сыщика. И мне захотелось снять историю о мошенничестве, которое вечно и неизменно в человеческой природе. Так появился «Настройщик».
Вначале я хотела назвать этот фильм «Виктимность» (стремление стать жертвой), но это уж очень странно звучащее слово. Этот фильм просто обязан был нравиться публике: в нем есть острый сюжет, есть злодейка-красавица, есть любовь к ней, и в финале — просветление для очень многих душ, которые смотрят и видят, как героиня жалеет своего грабителя. И думают при этом: «Вот я такой же! Вот и меня все обижают и столько мне делают зла, а я такой хороший, добрый — я вас всех прощаю! Я лучше вас — я всех прощаю и всех люблю!» Это же христианская заповедь. И от ее осознания зрителю становится хорошо. Хотя бы на время…
Как зритель я всеядна. Даже если в фильме мне понравится только одна сцена, могу получить от нее удовольствие. Если же говорить, кого я люблю целиком, это Александр Сокуров. Он мой идеал! Его последние фильмы для меня блаженство и наслаждение. Был такой режиссер Сергей Параджанов. Первые его фильмы, снятые на студии имени Довженко, не имели совершенно ничего общего с Параджановым последующим. И если бы я после его первых фильмов — «Андриеш», «Первый парень» — зареклась его смотреть, пропустила бы Великого Режиссера.