Вы начали писать стихи в 1970-х. Как за это время изменилось ваше понимание того, что такое поэзия?
Я не уверен, что у меня вообще когда-то было четкое понимание поэзии. Подростком я был до наглости уверен в себе. Я был очень хорошо начитан для человека, родившегося Бог знает где, в Северной Ирландии. Ко времени, когда я начал писать стихи, подражая Томасу Элиоту, я уже прочел большое количество авторов ХХ века, английских и американских поэтов, разбирался во французской поэзии XIX века. Влияние прочитанного на меня было сильнее, чем я сам это осознавал.
Когда мне было 16 лет, я познакомился с будущим Нобелевским лауреатом по литературе, ирландским поэтом Шеймусом Хини. Он приехал в наш город, и нас познакомил мой учитель английского. Он представил меня ему, сказав: «Это Пол, он — редкая птица». (Смеется.) Позднее я выслал Шеймусу несколько своих стихотворений, и он опубликовал их в журнале, редактором которого был. Он продолжал помогать публиковать мои стихи, когда я был студентом Королевского университета в Белфасте, где он преподавал. Именно Шеймус помог мне попасть в мир литературы. Мне был 21 год, когда вышел в свет мой первый сборник стихотворений — это довольно нетривиально, скажу я вам. Сегодня я уверен, что если вам 18−20 лет, то есть большой шанс, что вы создадите что-то новое и интересное, потому что у вас есть невинность и некая невежественность. Вы — словно чистый лист.
Сегодня мне 67 лет, из которых лет 50 я пишу стихи. И, признаться, до сих пор не имею ни малейшего представления, каким будет мое следующее произведение. Не то чтобы у меня не было идей или опыта. Просто, когда ты умеешь что-то делать — ты делаешь так, как умеешь. А всякий раз хочется нового, чего ты сам от себя не ожидаешь. И в этом проблема.