Фильм заканчивается, а мы все еще ползем на маршрутке серпантинами, пребывая в легком трансе от бесконечной дороги, умопомрачительных пейзажей за окошком и фокусов вестибулярного аппарата, не привыкшего к резким перепадам давления и лихим поворотам.
К пяти вечера мы на месте — в Местии. Выходим из салона словно в открытый космос. Колючий горный воздух пьянит — не нужно никакого ркацители. Впрочем, Сванетия — это не совсем про вино. Винограду в здешнем климате неуютно. Зато хорошо яблокам, из которых местные делают водку араку. Уставшие с дороги, мы все-таки пробуем яблочную чачу, закусывая сванским хачапури, в начинку которого добавляют перемолотое просо.
В первый же вечер попадаем в гости к Ларисе Маргиани — хранительнице музея, где воссозданы условия, традиции и обычаи, по которым века назад жили сваны. Лариса показывает место, где обычно восседал старейшина, слово которого в общине было решающим. А еще темницу для врагов. Кровная месть в Верхней Сванетии, или лицври, изнуряла страну не меньше войн с внешними врагами. Враждовали не только селениями, но и домами. «Достаточно было сказать обидное слово или пнуть ногой собаку, чтобы получить пулю в лоб, — пишет в своей книге „Внизу — Сванетия“ Александр Кузнецов. — И тогда мужчины поднимались в башни. Они забирали туда женщин и детей, прокопченные мясные туши, боеприпасы, наполняли водой деревянные баклаги в башнях. Башни имеют выход в дом, который тоже представлял собой крепость. Вместо окон в сванских домах узкие бойницы, а сами дома построены из камня — не подожжешь. Бывали случаи, когда мужчины отсиживались в башнях годами. Пока кровная месть не была осуществлена, старики гневались, молодые издевались, жены отказывали в общей постели. Земля в это время стояла невозделанной, пропадал скот, гибли люди».