Для походов мы выбирали солнечные дни, старались выбираться пораньше, брали с собой перекус и воду и нигде не оставались на ночь — специального снаряжения для ночевки в отрицательных температурах у нас не было. Днем даже при подъеме на 1000 метров температура не опускалась ниже -5 градусов, поэтому для комфортных прогулок хватало обычной утепленной мембранной одежды. Самым потрясающим местом оказался равнинный национальный парк «Огненная Земля», где ходит самый южный поезд планеты. Кататься на нем мы не стали, но сам парк обошли вдоль и поперек: по случаю низкого сезона вход был бесплатным, а виды в лучах солнца — захватывающими.
Сложно представить, но суровые условия Огненной Земли никогда не были мертвой натурой. Еще до того, как мы отправились в парк, Мануэль и его сын Хайнен показали нам фотографии огнеземельцев — народов, которые раньше населяли юг континента. Огнеземельцами называют четыре этноса: селькнамов, хаушей, алакалуфов и ягана. Увы, все они перестали существовать — этнические потомки некоторых кланов еще живут в городах, но язык и культура утрачены практически полностью. На территории национального парка жил народ ягана — охотники и собиратели, которые даже суровыми зимами обходились без одежды, натирая тело жиром морского льва и ныряя с гарпуном за добычей. К сожалению, в XVIII—XIX вв.еках отношение к огнеземельцам не оставляло этим немногочисленным народам шансов на выживание — вот, например, как их описывает Чарльз Дарвин: «Я мог произойти как от той смелой обезьянки… или того старого бабуина… так и от дикаря, который испытывает удовольствие, мучая врагов, и приносит в жертву кровь животных. Он без малейших угрызений совести убивает младенцев, относится к женщинам словно к рабам, он не знает, что такое правила приличия и полностью зависит от нелепых суеверий». После того как на острове началась золотая лихорадка, колонизаторы начали прибывать сотнями — и местные жители, которые пытались защитить свою территорию, безжалостно уничтожались. Аргентинское правительство платило по одному фунту стерлингов за каждого мертвого селькнама. В 1881 году одиннадцать алакалуфов вывезли в Европу: в Берлинском зоопарке и в Булонском лесу близ Парижа их выставляли в качестве живых экспонатов. Лишь четверо из этой группы выжили и вернулись на родину, остальные погибли.
Все четыре народа обладали развитой культурой, а ритуальные наряды селькнамов до сих пор встречаются в Патагонии на каждом углу (красочные нательные маски стали прототипами для разного рода украшений и сувениров).