Оахака и Чьяпас: индейцы и сапатисты
По сравнению с Юкатаном Оахака и Чьяпас — это более аутентичные штаты Мексики. Отсюда все еще есть шанс привести фотографии мест и видов, не помеченных в Foursquare и Instagram. Хороший способ исследовать их — путешествие на машине. Колорит этих краев во многом в пейзажах, случайных встречах с местами и людьми, не обезображенными глобализацией. В Оахаке гористый рельеф, потому здесь хорошо сохранились разные индейские традиции — культурное и физическое завоевание коренных народов проходило с трудом. Треть населения говорит на различных диалектах, а в городах я часто видела коренастых индейцев в национальной одежде. Оахака — родина национального героя Мексики Бенито Хуареса. Выходец из бедной индейской семьи, он был автором ряда прогрессивных реформ, а в период с 1867 по 1872 годы — еще и президентом страны. В его честь названы многие географические и культурные точки, а в столице штата, одноименном городе Оахака, находится музей Хуареса. Столица штата вообще обаятельный город, эдакая смесь колониальной архитектуры и индейского прошлого.
Если цивилизация вдруг надоест, то можно отправиться в Пуэрто-Эскондидо, главное место для серфинга на мексиканском побережье Тихого океана. Название деревушки переводится как «скрытая гавань» — это действительно укромная бухта, в которую океанские волны залетают для того, чтобы разбиться о скалы и порадовать серфингистов. Вообще, побережье Мексики — популярное место отдыха и жизни хиппующих белых. Здесь относительно дешево, тепло и есть некоторые из тех растений, которые уважал Карлос Кастанеда. В легендарной деревушке Сан-Хосе-дель-Пасифико большинство хостелов и ночлежек разукрашены хиппи, которые приезжали сюда расширять сознание. Там я, например, встретила американку, которая, по ее словам, уже два года не выезжала из деревни, — зачем, когда все основные путешествия в голове?
Чьяпас — бедный, левацкий и оттого очень колоритный штат. Помню, в голове промелькнула мысль, что я оказалась в советском телевидении конца 1970-х: все такое же устаревшее, бедное. И такие же гордые люди. Чьяпас известен в основном благодаря движению сапатистов. В конце 1980-х годов здесь стала образовываться народная армия, состоящая из крестьян и индейцев, недовольных своим экономическим положением и готовых бороться за улучшение жизни с оружием в руках. Сапатисты прославились на весь мир, когда в 1994 году захватили Сан-Кристобаль, один из самых важных центров штата, и ряд соседних городов. Революционеры требовали проведения реформ от мексиканского правительства, в первую очередь земельной, и признания прав и культур индейских народов. Восстание было подавлено правительственными войсками за пару дней, но идеи сапатистов популярны до сих пор. Правда, теперь они ограничиваются построением справедливого общества внутри своих закрытых коммун и иногда делают сувениры революционной тематики. Первый раз подробную историю сапатистов мне рассказала немка, чьи уши украшали сережки в виде солдат с ружьями и платками, закрывающими лицо, — их она купила именно в Чьяпасе. Я бы сказала, что в самом Сан-Кристобале до сих пор силен левый дух — здесь много студентов и небольших баров, украшенных портретами Че Гевары и субкоманданте Маркоса, лидера сапатистов.
На севере Чьяпаса находятся еще одни величественные руины майя — Паленке. Это последний шанс прикоснуться к древней культуре на территории Мексики — следующие заброшенные города посреди джунглей будут уже только в Гватемале.