И в чем именно, на ваш взгляд, заключается повод для гордости?
Например, когда в Европе в XVI веке входили в моду гражданские браки, то и у нас в таком сожительстве тоже не видели ничего дурного, о чем, кстати, писал даже Франциск Скорина. Или когда европейские монархи окружали себя многочисленными фаворитками и любовницами, то и те, кто правили на нашей земле, мало в чем им уступали, а на своих властителей, соответственно, равнялись и обычные жители.
При этом белорусы свято чтили языческие традиции. Не зря же в свое время поэт Рыгор Барадулин назвал белорусов «кшчоныя паганцы». А эти традиции, как и народный фольклор, сплошь проникнуты эротикой! Многие этнографы XIX века отмечали необычайную эротичность именно белорусского фольклора.
Сексуальную славу наших предков украли так же, как и часть нашей истории. Царский режим, а после и советская власть сильно поработали над образом белоруса. «Крамольные» тексты нещадно вырезались цензурой из фольклорных и литературных сборников, а многие пикантные факты истории просто замалчивались. Вот и слепили из белоруса пахаря за плугом, с протяжной песней про тяжкую долю, и сурового партизана, не имеющего ничего общего с истинным образом представителя нашей нации. В истории с течением времени не осталось не только секса, но и многого, что было бы способно вызвать в нас гордость. Мне же хотелось показать как раз эту, другую, сторону белорусов — историю, где было место и удовольствиям, и любви к жизни. Наши предки и в бою, и в постели всегда вели себя очень решительно! И сегодня нам — тем, кто «схаваўся ў бульбу», — есть чему у них поучиться! Хочется разбудить в белорусах внутреннюю энергию и свободу, в том числе сексуальную.
Но я сразу хочу оговориться: моя книга — это исторический экскурс. Я исследую отношения прошлого: пишу о том, что происходило с сексом в Беларуси в историческом аспекте, а не даю рекомендации, как им заниматься сейчас. Потому что недавно в социальный сети мне написал мужчина, с радостью сообщая о своем сексуальном приключении, случившемся на Купалье. «Я так вдохновился вашей книгой! Все так замечательно! Хотел только у вас спросить: сексуальный контакт на Купалье ведь не считается изменой, правильно?» Но моя книга не руководство к действию!
Если в книге я, цитируя этнографа Александра Сержпутовского, описываю языческие традиции белорусского Купалья и отмечаю, что в эту ночь «ни женщины, ни девушки не считают грехом связь с чужими мужчинами или парнями», это не значит, что я предлагаю придерживаться подобных взглядов сегодня. Да, плетение венков и прыжки через костер были не единственным, чем занимались в этот праздник белорусы, и языческие традиции на нашей земле были еще какими живучими. Но что человек считает изменой, а что — нет, его личный выбор.