PDF

Официальный бортовой журнал авиакомпании «Belavia»
Аудитория — более 4 000 000 человек в год

 

«Сегодня ты можешь делать все, что ты хочешь. Ты свободен!»

Каково это — делать украшения из мореного дуба возрастом 5000 лет
Автор бренда Label D Дарья Луцкевич делает бижутерию с современным дизайном из 5000-летнего мореного дуба — и получатся отличные украшения, наполненные историческим смыслом.
Фото: Игорь Павлов; Анастасия Леснова
Фото коллекции: Надежда Корабкова
Даша, как и когда вы поняли, что хотите работать с таким сложным материалом, как мореный дуб?
По образованию и первому своему призванию я переводчик, но дерево всегда было рядом со мной из-за папиного хобби — он занимается точением, делает кухонные аксессуары. Сперва я просто наблюдала за его работой, пока однажды не попросила сделать деревянный браслет. Но увидела, что отцу не совсем интересно, а мне очень хотелось. Тогда браслет он все же сделал, а вот когда я пожелала больше, пришлось учиться самой. По сути, эта ситуация и стала истоком моего бренда. Выбором работы с дубом я тоже обязана отцу: если бы он не рассказал, что это за дивный материал, то, наверное, я бы никогда и не узнала о нем сама. Дуб настолько меня вдохновил своей благородностью и черным цветом, что постепенно я стала учиться его обработке. Помню свой первый кусочек дерева: довольно большую доску, которая, как сейчас понимаю, была не очень хорошего качества. Но тогда это было к лучшему, ведь я порядком ее испортила! (Смеется.) Все получилось не сразу, к теперешнему масштабу проекта я шла долго, часто на голом энтузиазме.
В результате изменения русла реки и размыва берега, на котором росла обширная дубрава, могучие дубы оказались под толщей воды. И уже глубоко на дне они жили еще тысячи лет в абсолютно другом мире.
О самом материале — вряд ли люди знают, какую жизнь проживает дерево, прежде чем его поднимут со дна водоема. Расскажете?
Мореный дуб добывается из глубин рек и болот, в тех местах, где он произрастал многие тысячи лет тому назад. До наших дней смогли сохраниться только считаные экземпляры этого уникального древнего, теперь уже мореного дуба. Во время своей второй жизни дубы приобретают темный цвет в разных оттенках, его интенсивность варьируется в зависимости от возраста. Мой любимый — угольно-черный, самый молодой из встречавшихся мне насчитывал 2500 лет. К слову, возраст этот можно узнать довольно точно — с помощью радиоуглеродного анализа.
Добыча мореного дуба контролируется государством. Каким путем идете вы в этом плане?
Я сотрудничаю с компанией, которая занимается официальной добычей мореного дуба на территории Беларуси. Главным отличием материала, предлагаемого этой фирмой, является прекрасное качество: оно обеспечивается правильным хранением и сушкой. Но есть и темная сторона вопроса: мореный дуб вполне реально добыть в Беларуси самостоятельно, и я знаю, что есть люди, которые, к сожалению, практикуют нелегальные способы. Но полученный материал нуждается в немедленной переработке после поднятия на поверхность, ведь это огромный «стресс» для него после нахождения в безвоздушной среде. Печально, что часто при нелегальной добыче на эти обстоятельства закрывают глаза. И через небольшой промежуток времени такой дуб, зревший тысячелетиями и испорченный неверной переработкой, очень скоро растрескается и будет ни на что не годен.
Дуб возрастом 2000 лет и 5000-летний дуб — между ними есть разница в обработке, в текстуре, в ощущениях?
Не могу отвечать за каждый кусочек мореного дуба на Земле, ведь я работала только с определенным материалом, который попал именно ко мне в руки: деревом 2500 лет, 3000 лет и 5000 лет. По моим субъективным ощущениям, молодой дуб немного тяжелее и плотнее, чаще всего у него более светлый цвет. Но как только его покрываешь маслом, дуб становится угольно-черным — и с этого момента, думаю, ни для кого, кроме меня, разница в возрасте не будет заметна. Знание возраста, скорее, важно для тех, кто ценит историю этого материала и само ощущение обладания чем-то настолько древним и уникальным.
Ваша мастерская выглядит сурово, а результат такой лаконичный и невесомый. Расскажите немного о том, как кусок дерева становится изящным украшением, насколько трудоемко это производство?
Все украшения разные по трудоемкости, мне очень трудно ответить, сколько времени я трачу на каждое. Если считать от цельной доски до финишного вида в коробочке — от часа и до нескольких дней. За это время я распиливаю, шлифую, шпаклюю, программирую на станке, покрываю дерево маслом, просушиваю. Далее следует сборка — в некоторых единицах более десяти деревянных элементов. И это пока, а кто знает, что придет мне в голову в следующем сезоне! Также хочется отметить распространенное заблуждение о том, что маленькие украшения делать проще, чем большие. Если в процессе ручного изготовления ты допустишь небольшую асимметрию, то в большом изделии она будет незаметна. А испортить миниатюрное украшение — это доля секунды.
Вы выбираете для своих украшений необычные комбинации — «дружите» дуб с натуральным жемчугом, например. Чем еще дополняете основной материал? И с чем хотелось бы поэкспериментировать?
Интересно было бы добавить больше текстиля или глазури. Нравится сочетание дуба с аметистом, в фурнитуре предпочитаю использовать серебро и нержавеющую сталь. Пока я делаю полукоммерческий продукт, который нравится и покупателям, и мне как творцу. Но очень хотела бы создать что-то менее понятное широкой общественности. Давно думаю над какой-то архитектурной коллекцией — например, кольцами с головой Зевса. Может быть, вскоре решусь, тем более прямо сейчас осваиваю технику 3D-резки, которая позволяет делать такие точеные вещи.
Нужен ли особый уход за такой «натуральной» бижутерией?
Если со временем изделие потускнеет, его можно просто обработать безворсовой тканью, пропитанной льняным маслом, — и лоск вернется. Больше никакого ухода не требуется.
У вас есть свой стиль, но наверняка вы следите и за мировыми трендами в бижутерии. Чем сейчас живет эта сфера, что в ней преобладает?
Не могу сказать, что слежу за мировыми трендами, так как за обилием трендов не угнаться. У меня просто есть свои любимчики, из громких имен — это Marni и Celine, кое-что у Hermès, немного у Tom Ford, а также много незнаменитых современных дизайнеров украшений с очень интересным видением. Поэтому мне приятно наблюдать за выставкой современной бижутерии Autor, проходящей в Румынии. На ней собираются андеграундные мастера бижутерии со всего мира, там можно встретить очень необычный полет мысли: украшения на спину, броши, в которые вмонтирована… обычная ложка (!), эксперименты с разными металлами, украшения из нитей. Когда я смотрю на такие вещи, я понимаю, что сегодня ты можешь делать все, что ты хочешь. Ты свободен!