Станция «Детство»
Торфодобывающее предприятие «Дитва» существует с 1957 года, все это время по узкой колее рабочих подвозят к отдаленным и труднодоступным месторождениям в миниатюрном вагоне. Стареньком, зато уютном. На нем мы и отправимся к месторождению белорусского черного золота. А пока исследуем «уменьшенную вселенную»: пахнет машинным маслом, в кирпичных ангарах отдыхают малыши-тепловозы, а снаружи ждет обеденного времени вагон-столовая. Заходим внутрь и будто попадаем в кадр советского фильма «Девчата». Только смартфоны и зеркалки туристов не дают забыться. Артем уверяет, что подобных вагонов в нашей стране всего два, причем данный экземпляр ценен тем, что его не модернизировали, а просто отремонтировали, — внутри он такой же, как в 1960-х.
Артем Слизкий: «Нам предстоит преодолеть около 12 километров в одну сторону, столько же в обратную. Такой маршрут идеален для однодневного путешествия, ведь скорость нашего состава — всего 15−20 километров в час, правда, кажется, что едет он намного быстрее».
Тем временем у нас первая остановка. Нужно пропустить грузовой состав. И пока мы пытались придумать, как разминуться двум поездам на однопутной железной дороге, машинист вручную переводит стрелки и съезжает в специальный карман, в котором можно пропустить встречный состав. На конечной станции есть такой же, там тепловоз объедет наш вагончик, и мы сможем двигаться обратно. А пока только вперед!
За очередным поворотом вдоль узкоколейки расстелилась безмятежная водная гладь. Все, что мы сейчас видим, — поля, где когда-то велась добыча торфа, сейчас они повторно затоплены естественным путем. Это низинные болота, и для их разработки используется искусственное водоотведение. Насосы отключили, дамбу разобрали, и вода вернулась на свое место. Теперь здесь можно наблюдать бакланов, белых и серых цапель, гоголя, лебедей и других птиц. Правда, сейчас сезон гнездования, поэтому многих пернатых мы не увидим — у них дела поважнее. Путешествуя по узкоколейке, можно встретить и диких животных: они прохаживаются вдоль путей.